Слушайте хорошую музыку и не бойтесь экспериментировать!
Блистательный пианист, композитор и теоретик джаза, Леонард Джозеф Тристано (Leonard Joseph Tristano) появился на свет 19 марта 1919 года в Чикаго, в семье итальянских эмигрантов из Аверса. С присущей ему скромностью он заявлял, что не стремится быть "Историей с большой буквы", зато история нашла его достойным звания выдающегося новатора джаза, предвосхитившего многие из открытий самых актуальных джазовых стилей, в том числе пост-бопа, cool- и free-джаза. А в области гармонии, ритма и музыкальной формы ему и вовсе почти не было равных.
Сначала музыкальным образованием Ленни (так его ласково называли в семье) занималась его мама, но в результате тяжелейших осложнений, последовавших после гриппа, он полностью лишился зрения и попал в школу-интернат для слепых детей, где, помимо игры на фортепиано, кларнете и виолончели, дирижировал школьным оркестром. Имея склонность к точным наукам, Тристано какое-то время разрывался между математикой и музыкой. Однако в возрасте 19 лет он поступил в американскую консерваторию в Чикаго и окончил её экстерном всего за 2 года. Вначале 1940-х он уже играл на тенор-саксофоне и фортепиано в различных танцевальных оркестрах, параллельно давая и первые частные уроки музыки (в том числе 15-летнему саксофонисту Ли Коницу). А в 1943-м устроился работать преподавателем в "Christiansen School Of Music" и уже тогда серьёзно экспериментировал, делая потрясающие аранжировки, которые были новаторскими для своего времени.
Впервые творчество Ленни Тристано получило освещение в прессе в 1944 и 1945 годах (в журналах "Metronome" и "Down Beat"). В частности "Metronome" резюмировал следующее: "Ленни Тристано — это гид и духовный наставник всех тех, кого Чикаго считает музыкантами-авангардистами", – что, безусловно, было справедливой данью его смелым экспериментам, несмотря на то что сам музыкант в последующем оставался верен би-бопу. Примерно год спустя судьба свела его с контрабасистом Чабби Джексоном и знаменитым бэнд-лидером Вуди Германом, который взглянул на его партитуры и настоятельно рекомендовал переехать в Нью-Йорк. В 1946 году вдохновленный музыкант оказался в самом эпицентре нью-йоркской джазовой сцены, став музыкантом года по версии журнала "Metronome". И следующие пять лет его творческого пути стали более бурными и богатыми на события чем когда бы то ни было.
В 1946-47-м Тристано сделал множество записей с гитаристом Билли Бауэром, контрабасистом Арнольдом Фишером в разночисленных составах групп (от трио до секстета). К слову, ритм-секция этих ансамблей постоянно обновлялась, поскольку не каждый признавал себя способным выполнять сложнейшие требования в области метра и ритма, которые Ленни предъявлял к музыкантам. Музыкальный критик Барри Уланов, восхищенный смелостью его экспериментов, писал: "... Первые аккорды тристановской "Out Of A Limb" — вот дебют новой яркой джазовой эры". Гюнтер Шуллер описывал одну из записей тех лет, как "слишком далеко опережающую время" в своей гармонической свободе и ритмической сложности. А Тристано всего лишь стремился добиться следующего: "Я хочу, чтобы темп был текучим, чтобы музыканты не меняли ритм резко и не ломали его фигурами, находящимися полностью за пределами контекста, а также, чтобы они чувствовали необходимость комбинаций темпа и одновременно были способны чувствовать размеры 3/4 и 4/4".
Вообще, на протяжении разных лет музыканты и критики по-разному оценивали Ленни Тристано как музыканта. И в наши дни не утихают споры о роли Тристано в эволюции джаза: одни считают его музыку слишком "холодной", а его нововведениям придают мало значения. Другие полагают, что он был связующим звеном между би-бопом и более поздними, свободными формами джаза, и утверждают, что он недооценен по причине того, что музыка его не коммерциализирована, его стиль не поддается классификации, а "непохожесть" ни на кого другого подлежит немедленной узнаваемости.
Быть может эта "непохожесть" и притянула к Ленни Тристано другого музыканта, отличавшегося таким же качеством – Чарли Паркера. В 1947 году в прямом эфире радиопередачи состоялась первая совместная запись музыкантов, положившая начало их дальнейшему сотрудничеству в серии различных проектов. Особенно отмечается их совместная запись в рамках "The Metronome All Stars", а также сейшн в студии Тристано при участии Кенни Кларка. Результатом последней из упомянутых выше записей стали две замечательные интерпретации стандартов – "All Of Me" и "I Can't Believe That You Are In Love With Me", его уникальная аранжировка "Don't Blame Me" и яркие, запоминающиеся сольные партии Ленни в темах "Ghost Of A Chance", "Spontaneous Combustion", "July Judy".
С марта по май 1949 года творчество Тристано совершило очередной виток: он записал новую серию своих неповторимых композиций в блестящем составе с Ли Коницем, Билли Бауэром, Арнольдом Фишкиным, Гарольдом Грановски и Уорном Маршем. Среди этих записей есть такие бессмертные версии, как "Wow", "Marionette", "Sax Of A Kind", а также первые записи, относящиеся к free-джазу – "Intuition" и "Digression", почти на десятилетие опередившие эксперименты Орнетта Коулмана и других авангардистов конца 1950-х годов.
Однако с начала 1950-х и вплоть до своей смерти (18 ноября 1978 года) Ленни Тристано почти полностью посвятил себя преподавательской деятельности, совершенно осознанно отходя от исполнительской деятельности. В 1951 году он основал школу джаза в Нью-Йорке (к слову, первую в своем роде). На его факультете оказались одни из многих его самых выдающихся студентов, в том числе Ли Кониц, Билли Бауэр, Уорн Марш и пианист Сэл Моска. Само собой, его публичные выступления стали проходить все реже, так как обучение, на котором он сосредоточился, стало отнимать у него все больше времени и сил, лишь за некоторым исключением – записью альбомов "Lennie Tristano" (1951) и "The New Tristano" (1955) для лейбла "Atlantic".
В 1956 году Ленни закрыл школу, по-прежнему уделяя большую часть своего времени обучению в своем доме в Лонг-Айленде. Его выступления стали большой редкостью: в 1965 году он отправился в Европейское турне, где выступал в основном в качестве сольного пианиста, и последний раз выступил в США в 1968 году. А его записи и вовсе стали дефицитными: последняя из них – дуэт Ленни с Бетти Скотт – датируется 1974 годом. Но несмотря на то что за всю свою карьеру он так редко выступал и записал всего три сольных альбома, каждое из его произведений было признано музыкальным шедевром, а его творчество стало источником вдохновения для целой плеяды замечательных музыкантов.
Екатерина Селянинова
#LennieTristano #JazzCalendar #ЕкатеринаСелянинова #JazzPaiano #CoolJazz #Bop#FreeJazz #19MarchJazz